Навигация

· Пермь
· Соликамск
· Орел-городок
· Чусовские городки
· Усолье
· Пыскор
· Ныроб
· Яйвинский острожек

История Ныроба

Ныроб. Часовня. Первое упоминание Ныроба находится в писцовой книге И.Яхонтова 1579 г. по Чердынскому уезду. Яхонтов указывает «деревне Ныроб на речке на роднике» по реке Колве «Верхнего» стана Чердынского уезда. В деревне 6 крестьянских домов. Владельцы их Микитка Ларев, Сенька Дмитриев, Иванко Нос, Варка Микитин, Еремка Бобыль и Якуш Черной имели в 1579 году пашни 15 четвертей, перелогу 20 четей в трех полях худой земли и сена по р.Колве 100 копен. В следующих документах Ныроб фигурирует уже как погост, в писцовых книгах Михаила Кайсарова 1624 г. дано описание погоста Ныроба и его храма, выстроенного во имя Николая Чудотворца.

Михаил Никитич Романов был сослан в деревню Ныробку Чердынского уезда по приговору боярскому в июне 1600 г., по обвинению в колдовстве: Семен Годунов, родственник Бориса, подкупил Бартенева Второго, казначея Романовых, и тот подложил в кладовую Александра Никитича Романова мешок с кореньями – «колдовскими травами».

Михаил Никитич Романов был выслан из Москвы летом 1600 г., а привезен в Ныроб в начале 1601 г. (т.е. в начале сентября 1600 г. по нашему летоисчислению) под стражею, во главе которой стоял Роман Тушин. По прибытию в Ныроб он был посажен в земляную яму. «Сверху землянка была крепко закрыта, и только маленькое отверстие в этой крыше служило для проникновения света и подачи пищи. Пища состояла только из хлеба и воды. С наступлением холодов в землянке устроили печь, дым из которой…выходил через то же единственное отверстие в потолке, предварительно наполняя собой яму». Михаил Никитич был закован в железные оковы «весом три пуда», ныне хранящиеся в Чердынском музее. По преданию, ныробчане по весне проведали, что узника морят голодом, и дети начали таскать ему еду; однажды их застал за этим занятием Роман Тушин, устроил допрос, выяснил, что действуют они так по наущению отцов своих; шесть ныробцев были схвачены и отправлены в Москву «за крепким караулом». Обратно в Ныроб вернулись двое – четверо скончались от жестоих пыток и изнурительного содержания в тюрьме. Эта история подтверждается грамотой Михаила Федоровича чердынскому воеводе Василию Федоровичу Бутурлину и подъячему Неустрою Алимпиеву от 15 ноября 1621 г.

Ныроб. Церковь Николая ЧудотворцаМихаил Никитич «в земляной темнице сидел год и преставился», т.е. в августе 1601 г. Если следовать традиции, закрепившейся в романовской историографии, Михаил Никитич был умершвлен; такой же точки зрения придерживается и А.Дмитриев.

О месте погребения Михаила Никитича источники говорят довольно неопределенно: «и погребен бысть там [в Ныробе] в пустом месте; над гробом его выросли два дерева, именуемые кедр, одно дерево в головах, другое в ногах». В позднем ныробском письменном сказании указано: «и погребен был у церкви Николая Чудотворца, подле алтарь на северной стороне, и где тело его лежало – построена была церковь и в ней гробница покрыта сукном и крест вышит». Эти сообщения, по мнению А.Дмитриева, не противоречат друг другу: деревянная церковь Николая Чудотворца была выстроена примерно в 1613-14 гг., а в 1601 г. здесь действительно было «место пустое». А.Дмитриев расшифровывает эти записи таким образом: «погребен был в 1601 г. (в последних числах) в пустом месте; года через 4, т.е. в 1606 г., когда не было тут еще никакой церкви, тело боярина увезли в Москву, после чего наконец в 1613-1614 гг. «где тело его лежало – выстроена была церковь» св. Николая Чудотворца деревянная, алтарь которой своей северной стороной приходился рядом с бывшей могилой Романова».

После смерти Михаила Никитича, в 1602 г. над местом заточения была построена деревянная часовня. В 1793 г. вместо деревянной построили каменную часовню во имя Архангела Михаила. После этого наружный вид часовни постепенно изменялся. Как свидетельствует А.Дмитриев, с наружной стороны часовни, по лицевой стороне, с которой вход в часовню, по карнизу под крышей и так со всех сторон была сделана вязью – «весьма безграмотно» - следующая надпись: «ПО УКАЗУ ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, В ВЯТСКОЙ ДУХОВНОЙ ПРЕОСВЯЩЕННОГО ЛАВРЕНТИЯ, ЕПИСКОПА ВЯТСКОГО И ВЕЛИКОПЕРМСКОГО, КОНСИСТОРИИ В 7109 ГОДУ ПРИСЛАН БЫЛ С МОСКВЫ ОТ ЦАРЯ БОРИСА ГОДУНОВА В ПЕРМЬ ВЕЛИКУЮ, В ЧЕРДЫНСКИЙ УЕЗД, В ПОГОСТ НЫРОБ, В ЗАТОЧЕНИЕ БЛАЖЕННЫЕ ПАМЯТИ БОЯРИН МИХАИЛ НИКИТИЧ РОМАНОВ, СВЯТЕЙШЕМУ ПАТРИАРХУ ФИЛАРЕТУ НИКИТИЧУ БРАТ РОДНОЙ, А ПО РОДСТВУ БЛАЖЕННЫЕ ПАМЯТИ ГОСУДАРЮ ЦАРЮ И ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ МИХАИЛУ ФЕДОРОВИЧУ, ВСЕЯ РОССИИ САМОДЕРЖЦУ, БЫЛ ДЯДЯ РОДНОЙ. В ПОГОСТЕ НЫРОБ, В ЗАТОЧЕНИИ, В ЗЕМЛЯНОЙ ТЕМНИЦЕ СИДЕЛ ГОД; НА ТОМ МЕСТЕ ПОСТРОЕНА БЫЛА ДЕРЕВЯННАЯ ЧАСОВНЯ; НЫНЕ ВМЕСТО ОНОЙ ДЕРЕВЯННОЙ, ПО УКАЗУ ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, В 1793 ГОДУ ПОСТРОЕНА СИЯ КАМЕННАЯ ЧАСОВНЯ, ЕДИНСТВЕННО В ПАМЯТЬ БЫВШЕГО НА ТОМ МЕСТЕ В ЗАТОЧЕНИИ БОЯРИНА МИХАИЛА НИКИТИЧА РОМАНОВА, ТЩАНИЕМ И КОШТОМ ЗДЕШНЕЙ ВОЛОСТИ КРЕСТЬЯН И УСЕРДНЫМ СТАРАНИЕМ КРЕСТЬЯНИНА МАКСИМА ПОНОМАРЕВА».

В 1913 г., «мая 25 дня» вокруг часовни была заложена каменная ограда, сохранившаяся по сей день; на столбах ограды имеются вычеканенные медные памятные доски.

В годы советской власти часовня использовалась не по назначению, затем была разрушена.

Археологическое изучение

В 1997 г. отрядом КАЭ под руководством Г.П.Головчанского производилась расчистка фундаментов часовни, поставленной на месте "сидения" Михаила Никитича Романова.
Фундамент часовни
www.artstroy33.ru © 2001 — 2012
Алёна © 2001 — 2012