Навигация

· Фольклор
· Песни КАЭ
· Музейные афоризмы
· Полевой симпозиум
· Ваня Троицкий

«О поле, поле, кто тебя усыпал?..»

22.10.2002: Петрович. К вопросу о назначении предмета инв.№ 237845 "Спички" ("Вопросы археологии", 3756, №34).
При раскопках поселения Город –ХXXLM (эпоха узкогорлых сосудов, XIII-XХIII вв. н.э.) отрядом Среднеевропейской археологической экспедиции при расчистке жилища №632 был обнаружен предмет, внесенный в инвентарную опись за номером 237845, назначение которого до сих пор остается спорным /1/.
Находка представляет собой коробочку, изготовленную из прессованной целлюлозы, внутри которой находились деревянные палочки, обработанные с одной стороны химическим соединением с включением бертоллетовой соли и серы. На стенках коробочки обнаружены остатки красного фосфора, сульфида сурьмы, костного клея. На коробочке также обнаружены надписи, сделанные на одном из диалектов еврославянского языка /2/: “Поздравляем всех женщин с праздником 8 марта!”, “8 марта – международный женский день” и “Спички Балабановской спичечной фабрики”.


Статья “Малой советской энциклопедии” /3/, посвященная “спичкам”, дает схожее приведенному нами выше описание этого предмета, но не раскрывает его сути и назначения. Из этого мы можем сделать заключение, что “спички” были достаточно распространены в свое время, и их назначение было прозрачно. К сожалению, детальное изучение сохранившихся письменных источников не прояснило загадки: единственное, на что можно сослаться, это бумажный плакат XXI (?) в., хранящийся в Афроевропейском музее /4/, с надписью: “Спички детям не игрушка!”.
Попытаемся разобраться в проблеме, исходя из имеющихся в нашем расположении скудных данных.
Как убедительно доказал академик Махмутибрагимсоломонов-Замоскворецкий, “спички” – название предмета /5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12,13/. Откуда же происходит это название?
Эпоха узкогорлых сосудов характеризуется смешиванием этносов и мощными языковыми процессами /14, 15, 16/. Вполне вероятно, что слово “спички” – результат заимствования в еврославянский из другого языка. Логично предположить, что слово “спички” восходит к английскому speech – речь (см. также “спикер”, “спичрайтер” и “спидола”).
“Спички” (исходя из расшифрованных надписей на коробочке) каким-то образом связаны с женщинами, а также – с детьми (см.надпись на бумажном плакате). Сама собой напрашивается мысль о ритуальном назначении предмета. Но перед тем, как мы продолжим наши исследования в этом направлении, попытаемся разобраться с таинственным праздником 8 марта.


8 марта по старому календарю приходится на середину весны - начало лета /17, 18/. Интересна версия Смита-Тьмутараканина: уважаемые исследователи пытаются соотнести название месяца “март” с именем персонажа французского народного эпоса Маратом, который погиб от руки женщины (sic!)/19, 20/. В эпосе идет речь о т.н. революции (фр. Revolution – коренной переворот). Возможно, под коренным переворотом подразумевается весеннее возрождение природы – этот период часто бывает определяющим в древних культах плодородия /21, 22, 23/. Марат, олицетворяющий темные силы зимы, погибает от женщины, всегда являвшейся символом жизни и продолжения рода /24/. Таким образом получается, что 8 марта – день смерти Марата (?) – праздник возрождающейся природы и торжества женского начала.
Попытаемся проанализировать фразу “Спички детям не игрушка!” Легко видеть, что второй смысловой ряд этой фразы указывает на то, что всем остальным возрастным категориям – не детям - “спички” являются игрушкой (игрушка - предмет, участвующий в особом виде непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе /25, 26, 27/).


Итак, что мы имеем? “Спички” связаны с речью, женщинами и детьми. Женщины в описываемый хронологический период рожали детей. Воспитанием детей занимались также женщины /28, 29, 30, 31/. Ребенок в первые годы жизни учился говорить /32, 33/. Само собой напрашивается решение, что “спички” каким-то образом способствовали получению навыков речи.
Возможно, их применяли женщины в особом ритуале – инициации, переводя ребенка в разряд “говорящих” – то есть взрослых людей. Возможно также, что на основе “спичек” (см. сложный химический состав, которым они обработаны) готовились магические настойки, которые должны были “заставить” ребенка заговорить. Скорее всего, “спички” содержали разложившиеся ныне активные органические компоненты наркотического действия. Отсюда использование их взрослыми как “игрушки” – для вызова наркотического опьянения. Скорее всего, все ритуальные действия, связанные со “спичками” проходили только 8 марта – в день смерти Марата и возрождения жизни.
Мы не претендуем на окончательную истинность наших суждений – работы по выяснению назначения этого таинственного предмета должны быть продолжены. Но общее направление, выбранное нами, кажется верным.



© Петрович, Молодежная Часть Света, 2000


Добавлено: 22.10.2002

«« Обратно

Полевой симпозиум


Научная мысль, как известно, на месте стоять не может. Известно также, что всяческие ретрограды и недотепы любят совать ей, научной мысли, палки в колеса*, оттого она, родимая, вынуждена сдерживать свой галоп**, отчего страдает все прогрессивное человечество***.

На этой странице мы намерены разместить тексты высоконаучных статей, тем самым нанеся ощутимый урон косности и верхоглядству, равно как консервативности и твердолобости.
*Интересно, как выглядит повозка, в которую впрягли научную мысль?

** Вся в мыле, язык на плече...

*** "Чтоб мир всегда был солнечным - у всех одна мечта..."
www.artstroy33.ru © 2001 — 2012
Алёна © 2001 — 2012